Наименование показателя |
Характер изменения показателя качества от нормы |
Признаки нарушения в работе двигателя. Ожидаемые последствия |
Октановое число |
Уменьшение |
Металлический стук, дымный выхлоп. Детонационное сгорание. Падение мощности |
Октановое число |
Увеличение |
Возрастает температура и давление в камере сгорания. Увеличивается мощность. Возможность форсирования рабочего процесса без снижения надежности работы |
Фракционный состав (t начала кипения <10% выкипания) |
Повышение |
Увеличивается время запуска (зимой). Повышенный износ. |
Фракционный состав (t начала кипения <10% выкипания) |
Понижение |
Уменьшается время запуска (зимой). Увеличивается вероятность образования паровых пробок (летом). Нарушения в подаче топлива. Перебои в работе. |
t 50% выкипания |
Повышение |
Увеличивается время прогрева. Неустойчивая работа на малых оборотах. Ухудшается приемистость. |
t 50% выкипания |
Понижение |
Уменьшается время прогрева. Улучшается приемистость. |
t 90% выкипания |
Повышение |
Снижается полнота сгорания. Дымный выхлоп. Падение мощности. Повышенный расход топлива. Повышенный износ ЦПГ. Увеличение отложения. |
t 90% выкипания |
Понижение |
Условия сгорания топлива улучшаются. Отрицательное воздействие тяжелых фракций уменьшается. |
Объем испарившегося бензина, % при 70°С |
Ниже нормы |
Увеличивается время запуска двигателя. Повышается износ. |
Объем испарившегося бензина, % при 70°С |
Выше нормы |
Повышается склонность к образованию паровых пробок. Нарушения в подаче топлива, перебои в работе двигателя. Увеличиваются потери от испарения при хранении. |
Объем испарившегося бензина, % при 100°С |
Ниже нормы |
Увеличивается время прогрева двигателя. Неустойчивая работы на малых оборотах. Ухудшается приемистость работы. |
Объем испарившегося бензина, % при 100°С |
Выше нормы |
Повышается склонность к образованию паровых пробок. Нарушения в подаче топлива, перебои в работе двигателя. |
Объем испарившегося бензина, % при 180°С |
Ниже нормы |
Снижается полнота сгорания топлива. Дымный выхлоп. Повышенный расход топлива. Увеличение отложений в камере сгорания. Повышенный износ двигателя. |
Индекс паровой пробки (ИПП) |
Выше нормы |
Повышается склонность к образованию паровых пробок. Нарушение в подаче топлива, перебои в работе двигателя. |
Давление насыщенных паров |
Понижено |
Уменьшается вероятность образования паровых пробок (летом). Ухудшается запуск двигателя (зимой) |
Давление насыщенных паров |
Повышено |
Увеличивается вероятность образования паровых пробок. Перебои в работе и подаче топлива (летом). |
Содержание серы |
Выше нормы |
Повышенный коррозийный износ. Снижение надежности в работе. |
Содержание фактических смол |
Выше нормы |
Увеличение отложений в топливной системе, уменьшение пропускной способности жиклеров и обеднение рабочей смеси. Нагар на деталях камеры сгорания. Калильное зажигание. Детонационное сгорание. Снижение надежности ДВС. |
Водорастворимые кислоты и щелочи |
Наличие |
Коррозия конструкционных металлов системы питание и ДВС. Снижение надежности. |
Массовое содержание свинца |
Выше нормы |
Повышается токсичность выхлопных газов. |
Кислотность |
Выше нормы |
Возрастает коррозийная активность и склонность топлива к образованию отложений в системе питания и камере сгорания. Снижается сохраняемость качества при хранении. |
Индукционные период |
Ниже нормы |
Снижается химическая стойкость бензина к окислению. Уменьшается допустимый срок хранения. |
Массовая доля в бензина высокооктановых компонентов: бензола, МТБЭ |
Выше нормы |
Снижается теплота сгорания бензина. Падает мощность двигателя. |